В Республике Казахстан 2022 год, объявлен Годом Детей.
Для ребенка семья - это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
Подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание - главная социальная задача, которая решается обществом и семьей. По каким признакам можно судить о семье как о коллективе, который способен осуществлять эту задачу?
Правильные внутрисемейные отношения, в системе которых участвует и ребенок. Всегда ли, например, первоначальный опыт общения в системе отношений «взрослые - ребенок» формирует у растущего человека коллективистические навыки? Об этом не должны забывать родители, ведь многое зависит в воспитании от того, какое положение занимает малыш в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое его желание, любой каприз, то создаются условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать одну из важных социальных задач - воспитание будущего коллективиста. Зато там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам её, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей!) определенные трудовые обязанности, создаются боле благоприятные условия для формирования у него коллективистических черт, активной жизненной позиции.
Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Матери, как воспитательницы собственных детей, хранительницы и созидательницы семейного очага. От неё во многом зависит создание в доме атмосферы уюта, теплоты, заботливости, взаимопонимания, культурного содержания жизни семьи. И отца, как семьянина, гражданина, воспитателя собственных детей. Отношения «мать - отец» - величайший пример для ребенка в постижении им нравственных критериев.
Семейные традиции. О нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях и, следовательно, её потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние детей. Прежде всего потому, что они скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.
Трудовая атмосфера семьи. Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все - старшие и дети - делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Таким образом, совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого пере семейным коллективом.
Эмоциональная атмосфера семьи. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать.
Тональность отношений складывается из мелочей. Стоит прислушаться, как разговаривают члены семьи. Как строится диалог? Что преобладает - спокойствие или раздражение, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?
Велико влияние эмоционально-нравственного микроклимата семьи на становление личности растущего человека. Семья — школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Если эмоциональный строй семьи свидетельствует о душевном её здоровье, то воспитание не является делом трудным. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственны чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко «впитывает» все, что видит и слышит вокруг, «заражается» настроением взрослых. Каких эмоциональных впечатлений он получает больше -
положительных или отрицательных? Какие проявления взрослых он наблюдает - сердечность, заботливость, нежность, приветливость, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, зависть, мелочность, хмурые лица? Все это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем здании личности.
Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятия о добре и зле, объясняем, требуем... Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все - наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности - в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если малыш видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и он приобретает положительный жизненный опыт. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательства вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитание неизбежно ставится под угрозу.
Никто, наверное, не станет спорить, что семья может воспитать полноценного полезного члена нашего общества с прогрессивными убеждениями при условии, что все взрослые ведут здоровый образ жизни.
Педиатр Татымтаева А.З.